Участник @sasha_lasius написал в Aphaenogaster swamerdammi: история продолжается:
А какой у них размер?
±10 мм у рабочих.
Содержу и исследую муравьев примерно с 1997 года.
Обращайтесь по вопросам приобретения по Украине как местных, так и тропических видов.
Участник @sasha_lasius написал в Aphaenogaster swamerdammi: история продолжается:
А какой у них размер?
±10 мм у рабочих.
Участник @sasha_lasius написал в Myrmicaria opaciventris:
Участник @stels написал в Myrmicaria opaciventris:
Оранжевоголовый таракан
Не эублеберус постикус ли?)
Он самый )
@ник , именно так и делают ) Сейчас весь продаваемый муравей - отловлен из природы во время лёта. Массово никто не разводит муравья для рынка.
Хе-хе :) Если бы были точные ответы на эти вопросы, мир анткиперства был бы другим.
А так проверенной универсальной схемы нет. Есть отдельные успешные попытки по отдельным видам, зачастую немногочисленным, видам. Например гарпегнатосы, акантомирмексы, псевдонеопонеры.
Имбридинг возможен только у тех, у кого он присутствует в природе: мономориумы, Tetramorium bicarinatum. Классические виды типа лазиусов, мессоров и кампонотусов не имбридят. Тут нужны особи из разных семей.
Карпаты - это скорее всего C. herculeanus.
Так да, похожи на каких-то нематод.
И снова удивлен, что блога об этих замечательных муравьях я до настоящего момента не начал. Но, подумав, вспомнил, что этому есть причина.
Луговая формика - один из самых непокорных в моей практике видов. Я стал с ними бодаться практически на старте своего увлечения муравьями. Да какой там “практически”! Это было реально на самом старте. В том году папа сделал мне классный насыпной формикарий из дерева - основательный, вместительный, красивый, аккуратный, с вентилируемой крышкой. Конструкция жива до сих пор, правда в ней уже давно никто не жил. Это было пристанище для первой кучи пратенсисов. Да, одни из первых моих муравьев были кучей рабочих с ближайшего купола. Не помню, что именно побудило меня экспериментировать просто на рабочих. Наверное элементарная нетерпеливость в совокупности с практически нулевыми источниками знаний и информации.
Через год после этого старта началась эпопея, длящаяся до сих пор. Почти каждый год я ловил маток пратенсиса, и каждый раз по каким-то причинам ничего не получалось:
И т.п.
Сейчас уже всем известны золотые правила поднятия пратенсиса. Перечислим:
Чтобы понять всё это, понадобились годы. Умных киперов тогда под боком не было - приходилось изучать самому (да и глупых тоже не было… никаких не было!). На раскрытие каждого факта уходил год. Ошибка - год. Еще ошибка - еще год потерян. Кривые руки - ну еще год пропустим. Так и скопилось 13ть лет стараний, в течении которых семьи не выживали: кто из-за неясностей в подходе, кто из-за элементарных переездов и недосмотров, а какие-то годы были вообще холостыми без пойманных маток.
После 13ти лет мучений я уже забросил затею поднятия пратенсиса. Тем более, что к тому моменту я получил стабильную двухлетнюю семью. …И затем успешно потерял ее из-за дурного итонгового формикария. С итонгом у меня дружба до сих пор не сложилась. В то время начал идти Китай, Мадагаскар, Израиль - в общем, понятно, что было совсем не до пратенсиса. Появилась куча невиданного муравья, забравшего на себя весь фокус внимания!
Шли годы, и навиданного муравья стало очень много. Я понял, что форма может меняться бесконечно. Листорезы, феллахи, феидоле, жнецы, каребары, мераноплусы, понероморфы и т.п. Неважно, насколько красив и уникален твой муравей. Важно, во что лично ты его разовьешь и превратишь, как будешь лично ты с ним взаимодействовать.
И вот настало время, когда все условия сложились. Сложились, конечно, очень специфично. Нынешний муравейник пратенсиса поднят на ОДНОМ руфибарбисе. Если бы муравьи воздвигали памятники, я бы на их месте в центре города поставил памятник этому одинокому мелкому руфибарбису, благодаря которому весь этот город жив до сих пор.
Сейчас город благополучно вышел из своей третьей зимовки и начал активно множится. Пратенсисы сильно долго не ждут - сразу откармливают матку, и новые кладки появляются прямо на глазах.
В этом году решил сделать им достойную арену. Такую, чтобы можно было смотреть без слез. В основу пошел всё тот же известный пластиковый бокс из “Эпицентра”, гипс и коряга.
Очень хотелось вложиться в окружение, сделать не просто насыпку, а именно рельеф местности. Залил гипс, сформировал неровности, а дальшое: кропотливая работа с выравниваниями и деталами. И дальше - не менее кропотливая с покраской. Увы, на фото видно не особо.
Арену специально взял низкую, чтобы можно было наблюдать за муравями свободно.
Это же позволило сделать нормальные фото.
P.S.: Мысль сделать маленький памятник руфибарбисы на арене не дает покоя :)
Началось всё с того, что в один год удалось раздобыть несколько видов муравьев из Руанды. Руанда - восточноафриканская страна с преимущественно горно-лесным биотопом и, как следствие, богатой мирмекофауной. Оттуда пришли интересные одонтомахусы, Camponotus maculatus, какие-то понероморфы, феидольки и несколько крупных мирмикарий.
До этой отправки опыта с мирмикариями не было вообще. Первый раз их удалось увидеть за 1-2 года до этого в Шри-Ланке. Тогда странные, похожие на гибрид мирмики и мессора, муравьи вызывали кучу вопросов. Идентифицировать их удалось только после приезда. В СНГ их, само собой, никто не держал и даже не планировал.
Руандских мирмикарий долго не определял. Ну мирмикария и мирмикария. Со временем, копнув поглубже в теорию, увидел, что эти матки отличаются от классических M. brunnea. Покопавшись дальше понял, что в Африке бруннеи нет вообще, а из руандских мирмикари визуально подходило три вида. Весь список уже не помню, но в итоге остановился я на Myrmicaria opaciventris. Я не последняя инстанция в деле определения муравьев, так что могу ошибаться. Может когда-то рассержусь, и отправлю образцы всех неопределенных мурах на ДНК-анализ. Вот тогда-то точно будет всё ясно!
Но до ДНК-анализа далеко, а мы веренемся к разнице между опацивентрисом и брунеей. Бруннея мне нравится более выраженным окрасом и глянцевостью. Опиципентрисы матовые и более темные. Но их плюс чуть более крупных размерах. В своем размерном апогее рабочие последних очень впечатляют.
Как и любая мирмикария, опацивентрис имеет огромные перспективы роста. В природе они как и бруннея создают многотысячные мегамуравейники с огромными крытыми дорогами. Собственно, этот потенциал очень хорошо виден по темпам и объемам откладывания яиц: в этом отношении они идут нога в ногу с пратенсисами.
А вот расти со скоростью пратенсиса явно не очень могут. И тому есть две причины. Здесь я говорю про конкретно свой опыт. В мире есть более успешные колонии мирмикарий.
И так:
Есть у мирмикарий одна неприятная черта: если колония начинает вымирать, то это всегда происходит очень массово, почти что в ноль и буквально за 1-2 дня. Такие сжатые сроки не позволяют что-либо сделать, чтобы предотвратить гибель. Это многих славный путь. За годы скопилась приличная статистика таких вырождений. Семья, о которой идет речь в этом блоге, в свое время вымерла почти на 70%. Это вторая причина, по которой не всегда можно поднять действительно многочисленную мирмикарию.
Подумав над своим и другими случаями вымирания пришел к выводу, что ключ в питании. У мирмикарий довольно низкий порог реакции на разную дрянь. Тут не получить свалить им какой-то хлам, как каребарам, и потом наблюдать за ростом расплода. Может первое время они очень нормально на него отреагируют, но при регулярном “нечистом” рационе можно прийти к печальному итогу.
Какая еда для мирмикарий нежелательна:
Что в итоге едят опацивентрисы у меня:
Так как параллельно приходится кормить каребар и кучу других муравьев, то живого корма на всех не хватает. Может заваливай я мирмикарий поактивнее, рост был бы более явным.
В следующих постах поговорим о формикарии.
Удивлен тем, что последнее сообщение по теме было три года назад. Блог выглядит совсем заброшенным и мертвым. Кажется, что семье пришел конец. А вот и … от части правда.
У меня жило три семьи минора. Самая крупная жила себе и развивалась с переменным успехом. Были побеги, были серьезные задержки в росте из-за падения влажности и нехватки места.
Вторая - средняя семья - сбежала. Так получилось, что сбежала она синхронно с аналогичной по размерам семьей барбаруса. И, видимо, в этот момент начались миноро-барбарусовские войны. Так как в тот момент я на месяц был в отъезде, не знаю, как протекали события. По приезду увидел лишь барбаруса, построившего гнездо в пенопластовой подложке и пустой формикарий миноров. Они и раньше немного бодались за территорию. Видимо при побеге у каждой из них хватило сил перевести это в настоящее противоборство. Хотя возможно минор просто куда-то ушел. Я не нашел ни трупов, ни следов. Муравей просто испарился. Может он благополучно вымер в недрах моей квартиры.
Прошло время и в декабре 2018го года я взял несколько новых маток миноров. Одну из них стал планомерно разращивать в новую семью в довесок к уже имеющейся.
Параллельно в марте 2019го пришли матки Messor aegyptiacus, отлетевшие в том же декабре 2018го. Таким образом у меня на руках были две матки-одногодки разных видов. Каждая по традиции немного позимовала, прежде чем начать размножаться. После этого матки стартовали практически одновременно.
Сейчас на дворе февраль 2020го года, и у меня есть определенная статистика для сравнения темпов роста. Я специально приурочил этот момент к переселению молодой семьи минора, чтобы все наглядно увидели, какова разница в динамике.
Египтиакус всегда считался более ценным муравьем, чем минор. Точно даже не знаю, почему так вышло: может потому, что он крупнее, или может потому, что его цвет более выражен. Но если вы хотите получить от египтиакуса войско прожорливых мурах, легионы воинов, город, покоряющий миры, то… вас ждет ОБЛОМ! Египтиакус растет очень медленно! Не так, как аренариусы или сингуларисы, но намного медленнее, чем остальные виды массовые мессоров.
Обе семьи держались при одинаковой температуре, с одинаковым рационом с постоянным добавлением белковых кормов. Они даже стояли бок о бок на одной полке!
Смотрим результат:
Специально перегнал всю семью минора на арену с закрытым выходом. Рядом находится старая арена с фуражирами. В старом гнезде на первом этаже также остались рабочие с маткой и расплодом (их там тоже прилично).
Разница гигантская. Поэтому если хотите египтиакуса, помните: это муравей для любителей кактусов.
Но вернемся к минорам.
Изначально я планировал максимально разращивать семью без упора на наблюдения, поэтому стартовый формикарий был сделан из “матерных слов и изоленты” с тем же упором на площадь, условия роста и тотальное игнорирование эстетики.
Конструкция максимально проста: двухэтажная гипсовая плита 9х14 см + арена. Удивляюсь, как там уместилось такое количество муравьев.
Следующий дом должен был быть максимально компактным по площади и максимально эффективным по вместимости. В этом отношении я уже давно перешел на ярусные гипсовые башни.
Для конкретно этих жнецов пошел этот формикарий (планировался для Camponotus largiceps, но они его переросли быстрее, чем я довел его до ума):
Площадь этажа составляет 100 кв. см. (квадрат 10х10см).
Переходы между этажами идут один под другим для качественной проточной вентиляции. Уже был случай, когда без такой вентиляции задохнулась целая семья барбаруса.
Для тех же целей вентиляции на крыше башни всегда должны быть отверстия с сеткой. В данной небольшой башне их два. В более объемных башнях я обычно делаю три.
Чтобы не уродоваться с бормашинкой, заливка идет ярусно. В качестве формы - простой песок, который потом вымывается. Получается забавная природная текстура с массой песчинок и камушков.
Стекло - не мой вариант. Арены у меня часто меняются, их нужно где-то хранить, зачастую их довольно много под самые разные цели. Делать всё из акрила дорого, а из стекла - непрактично в хранении. Поэтому я не заморачиваюсь и делаю арены из боксов.
Уже давно в “Эпицентре” (сеть магазинов строй.материалов) продают боксы собственного производства. Называются SmartBox Vivendi. Мне они нравятся за отсутсвие сильного пластикового запаха, хорошее (не для каребар конечно, но всё же) прилегание крышки к бортам и удобные зажимы.
Берем гермоввод, прорезаем прямоугольное отверстие в крышке, и получается такая бюджетная арена.
В сборе. Изначально планировалась другая арена, поэтому выход из башни находится выше. Нивелировал перепад таким самодельным S-образным переходником. Работает отлично. Не забываем обработать образивом внутреннюю часть переходника чтобы муравьи без проблем бегали по вертикали.
Пока муравьи не понял, что, собственно, произошло, можно сделать пару макрофото без покровного стекла.
Сейчас вся семья благополучно переселилась.
Дальше попробую показать, в какой башне живет её Big Sister. Хотя там башня всего в полтора раза больше. Следующая эпопея - это расширение площадей для первоначального муравейника. Тут уже нужно что-то намного эпичнее по квадратным сантиметрам…
Зависит от вида. Есть такие, которые в любом случае загадят всю арену что с метками, что без. А остальные виды будут ориентироваться на запах, который так просто не стирается. Плюс муравьи всегда делают свалку максимально далеко от выхода. Так что после чистки арены или при добавлении новой арены, они будут делать свалку всё равно где-то в дальнем углу.