Polistes (осы-полисты) – род бумажных ос, живущих в гнездах с открытыми ячейками. О том, чтобы содержать их колонию в качестве домашних питомцев я никогда не задумывался, однако мечтой детства было гнездо полистов, размещенное где-нибудь на балконе в пределах досягаемости (точно так же, как и мечта иметь в саду муравейник жнецов, которым можно скармливать тонны разных семян и наблюдать, как они исчезают в бездне входа). Так, чтобы их можно было приручить и кормить, подавая пищу прямо в лапки голодным осам.
Это желание сформировалось в те времена, когда ребенком я увидел впервые гнездо этих ос на балконе престарелой соседки (старушка, естественно, в силу возраста не замечала, что на полочках металлической этажерки поколения полистов гнездятся уже как минимум 3 года). Увидел, не испугался, а наоборот – решил покормить бдительных стражей, располагающихся на картонных сотах, пойманной и убитой мухой. Осы не бросились на бестолкового ребенка, на конце палочки протягивающего им угощение, не зажалили его насмерть (как должны были, по мнению сверстников этого мальчика, безумно пугающихся всяких жужжащих тварей), а приняли подарок, начали его измельчать и кормить личинок! Представляете, сколько было радости? Безмерно счастливый парнишка сделал первый шаг к приручению злобных и агрессивных существ! В то время я ещё не знал, что полисты – самые спокойные и мирные из всех общественных ос.
В дальнейшем мне больше не представлялись случаи такого близкого взаимодействия с осиным гнездом. Однако в попытках подружиться с полистами, усилить их колонии и заставить гнездиться поблизости я открыл другую интересную вещь: можно кормить медовым сиропом и тараканами даже случайно пролетающих мимо ос! При этом совсем необязательно знать, где находится их жилище. Полисты, обитающие в окрестностях сада, с благодарностью принимали угощение, выпивали сироп из тарелочки, расчленяли и уносили придавленных мраморных тараканов. Но не это было самым удивительным. Дело в том, что каким-то непостижимым образом эти бродяги, не имеющие дома на моем участке, запоминали не только место, где появляется корм, но и того, кто этот корм им давал! Поистине странное и чудесное зрелище, когда за сотню метров от сада несколько ос-фуражиров находят тебя, летают кругами, садятся на одежду и спокойно едут к кормушке. На самом участке другие осы так же прилетали не только к месту, где выдавалась пища, но и ко мне (а иные, обнаружив, что пищу я не приготовил, так и летали из пункта А – «человек», в пункт Б – «кормушка» и обратно). Как осы узнавали кормушку – не является загадкой, так как они могли запоминать различные ориентиры на местности, а также оставлять на них запаховые метки, ведь место с кормом не перемещается в пространстве. Но как они узнавали человека и как находили связь «конкретный человек – еда»? Возможно, логическое объяснение этому феномену есть, но дать определенный ответ на этот вопрос я не могу.
Лишь недавно мне в голову наконец пришла светлая мысль о том, как можно осуществить проект о выращивании полистов дома/рядом с домом. Пришла после просмотра огромного количества видео на YouTube, где наши иностранные коллеги-террариумисты поднимают семьи тропических (и европейских) ос с одной матки или группы маток. Прямо как муравьёв. Всё, что они использовали для этого – большой прозрачный контейнер с хорошей вентиляцией, картон или бумагу (даже цветную бумагу!) для строительства ячеек, поилку с водой, кормушку с сиропом и пару веточек в качестве декораций. Вот сюда и сажали одну матку осы или несколько, чтобы процесс закладки гнезда шёл быстрее. Кормили сиропом и разной живностью, поили водой. И всё идет строго по расписанию: строительство гнезда, откладка яиц, выращивание личинок… Сложно? Ха! Конечно нет!
Сложности возникли сразу же. Оказалось, что пойманные в апреле матки полистов совсем не горят желанием строить гнездо в контейнере (под который я использовал пластиковое ведро с вентиляционными отверстиями). Они пили сироп, съедали парочку мягких полинявших тараканов, забивались на ночь под веточки, а днем неистово бились в стену, ища выход. Я думал, что это из-за раннего срока поимки. Однако матки не строили гнездо и в мае, когда природные уже должны начинать этот процесс. Поэтому в тот год двух пойманных маток пришлось отпустить.
Что было им нужно? У зарубежных товарищей матки ос прекрасно закладывали гнездо с теми же самыми элементами, что предоставлял я. Но меня посетила довольно странная мысль: «Они не хотят строить гнездо. Что если дать им готовое?». Старое маленькое гнездо, найденное на стебле полевого василька, у меня было. Теперь в дно пластикового ведра (служившее осам потолком) был вклеен картонный круг, на котором располагался примотанный проволокой спичечный коробок (чтобы поднять гнездо над основной плоской поверхностью и дать возможность ему расти вширь), и уже на нём было приклеено само гнездо (ножка которого просто обмакивалась в суперклей и плотно прижималась пинцетом). Остальные элементы (кусок старой коробки от чипсов «Pringles», висевшей в саду и служащей диким осам для заготовки бумаги, пара веточек, поилка с водой и сиропом) остались неизменными.
Настал решающий момент: в контейнер запускается матка осы. Первое, что она сделала – напилась сиропа. Потом начала неторопливо исследовать будущее жилье. И, наконец, обнаружила гнездо. Старое гнездо сразу вызвало у матки особый интерес. Она простукивала стенки усиками, заглядывала в каждую ячейку и в конце дня устроилась на куполе гнезда, сложив крылья. А утром следующего дня приступила к бурной деятельности по полной перестройке жилища. Начнём с того, что почти все ячейки, за исключением пяти центральных, были срезаны и выброшены, центральная же группа ячеек заметно укорочена острыми осиными жвалами. Внутренняя и внешняя часть тщательно вычищены, выглажены и вылизаны (тем самым, видимо, укреплены и защищены от промокания). Обрывки гнезда, выброшенные на пол ведра (полом является крышка), я убрал. Обновил поилку с водой, обновил поилку с сиропом. Предложил осе белого мраморного таракана - она не отказалась. Ещё через день на стенке центральной ячейки обнаружилось первое яйцо. Надо отметить, что на все манипуляции по уборке контейнера, обновлению поилок и наблюдению (заключающемуся в открытии ведра и переворачивании его так, что смотрящие вниз отверстиями ячейки оказывались открыты для обзора), оса практически не реагировала. Однако стоило случайно зацепить саму поверхность гнезда, как матка вмиг преображалась: раскрывала мандибулы и начинала угрожающе жужжать. Точно так же она реагировала на стальной пинцет и иглу от шприца (поэтому белковую пищу приходилось подавать на деревянной палочке, которая не блестела и не пугала осу). Прошла неделя – матка осы заполнила яйцами уже все ячейки, но надстройку гнезда так и не производила.
Старая кирпичная стена, где в апреле я поймал эту матку, просто изобиловала другими осами, которые либо грелись на ней, либо исследовали все щели и трещины. Все эти осы, очевидно, были родственниками из одного крупного прошлогоднего гнезда, так как абсолютно не конфликтовали между собой. И я принял решение превратить мою моногинную колонию в полигинную, добавив ещё одну матку. Новая матка была незначительно крупнее, и рисунок на её брюшке был темнее, поэтому в дальнейшем не составляло труда различать сестер. Новая матка подсажена, старая матка агрессию не проявила… Однако пришелица не захотела мириться с нынешним положением дел. Вначале она решила подчинить первую самку, неистово колотя её усиками и заставляя отрыгнуть часть пищи. После этого акта насилия произошло более дикое с точки зрения морали событие: новоприбывшая самка тщательно обследовала гнездо и съела все яйца! Затем она слетела на пол, попила сироп, вернулась и заняла почетное место на куполе гнезда, в то время как первая матка была оттеснена вниз на ячейки.
Теперь доминировала вторая самка, заменившая все яйца в гнезде собственными. Первая сначала делала попытки покинуть гнездо, но вскоре смирилась со своей участью и заняла нишу рабочей особи. Теперь, против воли освободившись от обязанностей по воспроизводству рода, она смогла уделять время строительству. В ход пошли и бумага коробки от чипсов, и картонный круг, на котором крепилось гнездо. Оса пила воду или сироп, затем перелетала на место заготовки бумаги, изучала его и, найдя подходящую точку, начинала соскребать жвалами тонкий слой волокон, предварительно увлажнив место жидкостью. Собрав волокна, она пережевывала их, попутно смачивая слюной, скатывала в комок и транспортировала в гнездо, где лепила на край какой-либо ячейки, а затем разравнивала тонким слоем, формируя новые стенки ячейки. Цветную бумагу и салфетки, как в иностранных видео, осы использовать отказались, однако из-за особой любви к старой коробке от чипсов, большая часть гнезда была чисто-белого цвета с серо-коричневыми полосками из картона. Гнездо росло, яйца развивались в личинок, личинки плели коконы, из коконов выходили крупные, упитанные осы, и колония развивалась. Осы были абсолютно спокойными, позволяя производить наблюдения, фото-видеосъемки и даже кормить личинок нежными кусочками тараканьего мяса, которые я подавал каждой личинке на острие тонкой деревянной палочки (пинцет и игла от шприца по-прежнему вызывали у защитников гнезда агрессию). После 14-го рабочего я вывесил ведро с гнездом на балкон, и в конце октября колония благополучно завершила своё развитие, породив новых самок и самцов, которые (самки) теперь зимуют где-то в трещинах стен и в шкафу на балконе.
Итак, что нам требуется для успешного выращивания колонии ос-полистов?
- Большой прозрачный контейнер (чем больше – тем лучше, особенно если вы не планируете предоставлять осам возможность летать на улице) с хорошей вентиляцией (влажность и застоявшийся воздух гнезду противопоказаны).
- Светлое местоположение (но не прямое солнце, которое будет создавать опасный перегрев гнезда). Домашние осы активны примерно до 4 часов дня, когда летают, ищут пищу и воду, строят. Потом возвращаются в гнездо и занимаются только докармливанием личинок и отделкой стенок ячеек.
- Материал для постройки гнезда (трухлявая древесина, картон от ящиков и т.д.). С большим предпочтением осы используют картонные изделия, длительное время подвергавшиеся воздействию природных факторов, что делает волокна более доступными.
- Регулярно обновляемая маленькая поилка с водой и медовым сиропом. Сироп осам нужен для питания имаго, а вода – для строительства. В качестве поилок хорошо подходят крышки от коробочек для бахил, в которых осы не могут утонуть, если неудачно приземлились.
- Белковая пища (требуется единоразово в самом начале для стимулирования откладки яиц и постоянно – после появления личинок). В качестве белковой пищи идеально подходят гусеницы (природная и наиболее предпочтительная пища полистов), а также различные мягкие насекомые (вроде сверчков и свежеполинявших тараканов). Особенно нравились осам средние части тараканов (тушка, у которой удалено брюшко, лапы и твердые хитиновые части на спине) и гусеницы амбарной огневки.
- Старое некрупное гнездо любого вида полистов (обязательно – с полностью сохраненной ножкой), которое приклеивается на картонную основу (в дальнейшем осы соединяют волокна этой основы и ножки гнезда, формируя прочную опору). Располагать его в контейнере нужно либо вниз ячейками, либо вбок. Главное, чтобы ничего не препятствовало свободному пролету ос и посадке на гнездо.
- Декорации (не мешающие полёту ос), которые могут и отсутствовать. Одной из полезных вещей, которая может присутствовать в контейнере, является ветка или наклеенная на стенку картонная дорожка, которые помогут некоторым чрезмерно нагруженным добычей осам подняться на уровень гнезда и спрыгнуть/спланировать к нему.
И, напоследок, видеоматериалы по колонии.
Youtube Video